Давайте, уважаемые авторы, поговорим об аннотациях.
Зачем они нужны и как правильно их составить вам подскажет именно эта статья.
Аннотация — это реклама вашей книги. Покажите, что именно вы представляете и для кого предназначается ваша история, а также дайте гарантии качества.
«Скелет» аннотации выглядит примерно так:
• Декорации: где и когда происходит действие?
• Представляем героя: кто он такой? Почему его судьба должна заботить читателя?
• Показываем проблему, с которой сталкивается герой. Что герой теряет или может потерять? Это «что-то» должно быть крайне важным для него.
• Задаем вопрос (сумеет или не сумеет герой решить проблему?), дразним читателя или приводим решение.
Писатель Карен С. Уизнер предлагает и такую схему написания аннотации:
Кто? Что? Почему? Почему нет?
*** хочет добиться ***, т.к. ему нужно ***, но он сталкивается с ***.
Или вы можете заполнить пробелы в следующей схеме:
____________ хочет ____________, потому что ___________, но он (она) сталкивается с
(имя героя) (цель) (мотивация)
___________________________.
(препятствие на пути к счастью)
Создав подобный черновик аннотации, вы решите первую задачу: опишете, что за книгу вы хотите опубликовать. Теперь нужно переработать текст так, чтобы он соответствовал потребностям вашей целевой аудитории. Если ваши читатели — люди с неразвитым литературным вкусом, то предложения в аннотации должны быть краткими, без украшательств. Акцент делается на нечто сенсационное, вызывающее или полезное. Читателю обещаются простые удовольствия — смех, страх, удовлетворение любопытства.
Если целевая аудитория — интеллигенция, то упор надо делать на эстетическом удовольствии от книги и высоком качестве информации. В данном случае приземленная аннотация может убить книгу. Одно дело написать: «Роман рассказывает о педофиле, который сожительствовал с ребенком» и совсем другое: «Перед вами роман о трогательной, мучительной любви зрелого мужчины к 12-летней девочке». Обе аннотации верно описывают набоковскую «Лолиту», но если на обложку поместить первый вариант, то книгу купит охранник из пивного ларька, а образованная барышня даже не найдет этот роман: ведь в магазине на основании аннотации его поставят на полку «Секс и эротика».
Вот несколько параметров, которые необходимо учитывать при составлении аннотации.
ПростотаТекст аннотации должен сводиться к одной ключевой идее и отвечать на вопрос: «О чем эта книга?» Как бы ни было жаль всех остальных красот, их нужно оставить за бортом. Простота — это ключевой момент к пониманию аннотации.
НеожиданностьВ аннотации должен присутствовать намек на нетривиальность: необычная идея, необычная фраза или хорошая шутка. Если описание книги полностью совпадает с информацией, которой мы уже владеем, нашему вниманию не за что зацепиться. Если же появляется какая-нибудь новая — и даже противоречивая идея — подсознание говорит нам: «Стоп! А это что еще такое?!»
Но необычность — штука тонкая. Главный секрет: на первый взгляд идея должна казаться странной, из ряда вон выходящей, и лишь через секунду-две человек понимает, что речь идет о логичном явлении или здравом высказывании.
Нехватка знанийКогда человеку интересна какая-то тема, ему хочется подробностей. На этом принципе построены все детективы («Кто убийца?»), триллеры («Как ему удастся выбраться из ловушки?») и многие из любовных романов («Как они смогут преодолеть все препятствия и в конце концов пожениться?»). Интерес может возникнуть и тогда, когда читатель обнаруживает белое пятно в привычном и логичном. Не стоит ждать, что читатель сам задастся нужными вопросами. Автор должен подвести к этому: дать вводную и показать, что для полноты картины не хватает какого-то звена.
КонкретикаАбстрактные рассуждения о качестве литературы никого не трогают. «Подобного романа еще не было на белом свете» — такая информация воспринимается как информационный шум. Аннотация должна описывать конкретные действия, задевать конкретные эмоции и описывать конкретные проблемы. Даже если ваша книга посвящена абстракциям, им надо придать земную, реальную форму. Как? Делать аналогии по той же схеме, которая употребляется в пословицах.
Абстрактная идея «Не следует гнаться за призрачным счастьем, надо уметь ценить то, что есть» отлично трансформируется в «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».
Убедительность и правдоподобиеОчень важно, чтобы читатель расценил вашу книгу как достойную прочтения. Самый простой способ — вставить в текст аннотации яркие, запоминающиеся детали, о которых может знать только эксперт. То же самое касается красивого слога: если вы хотите убедить потенциального покупателя, что книга написана изысканным языком, пишите аннотацию в выбранном вами ключе.
ЭмоциональностьАппелируйте к эмоциям, рассказывайте не о героях вообще, а о конкретном персонаже. Людям гораздо проще сопереживать не десяткам шахтерам, которых завалило в тоннеле под землей, а шахтеру дяде Васе, у которого есть маленькая дочка и любимая жена.
Наличие историиК аннотации следует относиться как к крошечному рассказу с главным героем и конфликтом. История — это то, что люди запоминают. История конкретна, она может быть эмоциональной и в нее легко вписать элемент неожиданности. Если она проста и написана так, что в нее хочется верить, то вы получите то, что надо: блестящую аннотацию.
Истории, которые заставляют биться сердца, бывают трех типов:
1) вызов — когда человек сталкивается с трудностями и преодолевает их;
2) соединение несоединимого — например, толстая деревенская тетка выходит на сцену и начинает петь как оперная дива;
3) изобретательность — когда человек придумывает необычное и/или остроумное решение для проблемы.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИПустые слова (нехватка конкретики)
Это очень смешная книга!
Вам смешно, когда вы читаете такое в аннотациях? Если вы хотите убедить читателя, что книга забавная, вставьте в ее описание шутку. То же самое касается нежнейшей лирики, оригинальной философии, богатого языка и прочих достоинств. Не рассказывайте, а показывайте на деле, что вы владеете своим искусством: пишите аннотацию в том же ключе, что и основной текст.
Не верю! (не хватает достоверности) Вася Пупкин — открытие в мире литературы последних лет. Он один из самых неординарных писателей сегодняшней России. В его сильной, жесткой прозе сочетается черный юмор и мастерство настоящего прозаика.
Таких аннотаций — пруд-пруди и ни одна из них не кажется убедительной.
Что это было? (отсутствие истории)
Звери, проникающие в деревню, на рассвете...
Девушка в черном платье...
Странный сюжет, основанный на реальном политическом скандале!
Интересно?
Просто раскройте книгу. И вы не оторветесь от нее до самой последней страницы.
Вопрос: о чем книга?
Банальность (нечему удивляться)
Известный писатель Вася Пупкин с одному ему присущими глубиной и сопереживанием рассказывает удивительные истории о любви и ненависти, об изменах и разочарованиях, о терпении и надеждах, о том, как чувства украшают или уродуют человеческую жизнь.
Сухость (полное отсутствие эмоций) Мужчина и женщина встречаются и расходятся. А потом вновь встречаются через двадцать лет. Кем они могли бы стать, если бы не расстались тогда? Это роман о любви. О стереотипах и о проклятьях, которые навлекаем мы сами на себя.
Полный набор всех ошибокВ сборник вошли лучшие фантастические произведения русскоязычных авторов из разных стран мира. Работы тщательно отбирались наиболее авторитетными представителями российской фантастики. Имена, которые вы найдете в этой книге, вряд ли встречались вам раньше, но они, без сомнения, внесут значительный вклад в развитие своего направления.
Неэмоционально, неубедительно, никакой конкретики, никакой истории, никакого сюрприза.
Примеры аннотацийЭльвира Барякина "Женщина с большой буквы Ж"
пояснения курсивом
1. В СССР Маргарита Теньшова работала в газете техником третьей категории и целовалась с юным сторожем Димой Кегельбаном. Но после эмиграции в Америку и Дима, и вся ее прежняя жизнь отслаиваются, как старые обои. Даже имя Маргариты становится другим: Мардж Тенш.
Ответ на вопрос: "Кто?"2. Она открывает литературное агентство в Голливуде. Клиенты считают ее ангелом и дарят ей на день рождения арфу. Она дарит им мешок асфальта — делать взлетно-посадочную полосу для Музы.
Описаны декорации. Из этого абзаца также понятно, что роман юмористический.3. Мардж бунтует против войны в Ираке, снимается в кино про марсиан, пересказывает новейшую историю и ищет любовь: не только к себе, но и к кому-нибудь еще — неглупому и смешливому.
декорации + проблемаВ книге всегда доминирует какая-то составляющая: либо новая необычная тема, либо отношения между героями. В вышеописанном примере тема стара как мир, а вот герои весьма колоритны — поэтому начинаем с героев. Если же главное — тема, тогда надо начинать именно с нее:
Материал взят с сайта "Справочник писателя" [Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть эту ссылку] Автор: Эльвира Брякина